?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Традиционно после названия этой книги надо написать, что это "манифест декаданса" , "та самая желтая книга, которая совратила Дориана Грея" и прочее и тому подобное (да, я не в настроении).
Наверное, мене эту книгу надо было прочитать на несколько лет раньше- я бы точно оценила ее по достоинству, увы, она пришла ко мне не в тот период, точнее не пришла, я все выжидала, когда же настанет ее черед, чтобы насладиться.
Сюжет не хитрый, болезненный аристократ Дэз Эссент вкусив всех прелестей парижской жизни решает уединиться в поместье, окружив себя всем прекрасным и безупречным. Далее роман, это описание эстетических изысков, и рассуждения о том, как надо подбирать цвета, о том, как изготавливаются самые лучшие книги, о картинах, латинской литературе, живописи. Чисто практически, можно из этого открыть много разных имен, хотя, все рассуждения не носят абсолютного характера, они слишком личные и когда я читала восхищения по поводу того, как Гюисманс, что-то там гениально описал, меня это несколько удивило.
А вот то, что я только и видела (ну это просто невозможно не видеть, на самом деле) так это то, что все эти эстетсвования не несут никакой жизни, в прямом смысле (если упростить, так это "viva la muerte"). Весь посыл романа в том, что все живое не может быть совершенным, движимый этими мотивами Дэз Эссент украшает панцирь огромной черепахи драгоценными камнями, так чтобы она красиво подходила под ковер, после чего бедняга, конечно, умерла, он собирает живые цветы, которые выглядят как искусственные, правда и тут беда- интерес к цветам быстро пропадает, после чего и цветы умирают, размышляя о тонкостях ароматов наш аристократ начинает создавать свой аромат- как результат падает в обморок. Наверное, апогеем романа является ввод еды через клизму и наслаждения по этому поводу- вот она настоящая насмешка над природой!
И хотя, Гюисманс писал этот роман в декадентский период жизни, он вообще биографичен, конец по-моему абсолютно ироничен, Дез Эссент бежал от общества, потому что оно ужасно мещанское, убогое, не понимает никакой эстетики, презрение к человечеству шло красной нитью по всему роману, вместе с воспеванием всего неживого, но когда в конце доктор выносит приговор аристократу-эстету- либо тот возвращается в Париж и начинает лечиться от своих нервов, либо смерть, Дез Эссент выдав несколько тирад о том, как он несчастен, что должен жить с этими ужасными людьми возвращается в Париж. Собственно финал.