?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Ну вот, я наконец-то дошла до М. Элиаде. Написать, что я в полном восторге не дает только то, что рассказы в целом, хоть и об одном и том же, но настолько разные по форме, что некоторые просто оказались «не моим», хотя в целом не умаляет достоинств.

Первая часть рассказов- румынский цикл. С учетом того, что для многих (т.е. для меня) Румыния- родина Дракулы и на этом широкие познания закончились, авторы сборника первым рассказом поставили рассказ о вампире. По стилистике напоминает Эдгара Алана По, когда само окружение, запахи, дом, звуки, начинают рассказывать о неприятностях, которые непременно произойдут, еще до того, как начнут разворачиваться события. Главный герой Егор, приехавший в дом родителей предполагаемой невесты не может отделаться от ощущения чего-то пугающе- потустороннего. Тут и странное эмоциональное состояние госпожи Моску, и экзальтированные выходки младшей сестры Симины, ну и венец всего этого история «девицы» Кристины, убитой во время крестьянского бунта и о которой ходят самые нехорошие слухи. В дальнейшем история переходит в любовную схватку девушки-вампира и юноши Егора, в которой он хоть и сможет одержать победу, но на веки потеряет покой.

«Змей» про магию в обыденном, наверное ;) Достопочтенное буржуазное семейство собирается весело скоротать время на пикнике заодно пристроить свою девицу замуж. По дороге встречают попутчика в лице привлекательного и аристократичного юноши. Сначала, он привлекает их своей светской харизмой, вливаясь в их светские ниочемные беседы. С наступлением сумерек он начинает пробивать их социальные брони сначала игрой в фанты, а затем просто отпустив их всех «на волю» в лес, где у игроков и начинаю прорываться наружу все их фантазии, которые они много времени вынашивали в себе. В качестве кульминации Андроник показываем им фокус со змеей, который погружает гостей- мужчин в какое-то странное оцепенение, а женщины дружно погружаются в эротические фантазии. В следствие чего Дорине, героине рассказа, удается выйти за пределы всех этих светских игр и получить… ха, инициацию, вот только без дальнейших гарантий на то, что пронестись над жизненным болотом в инициированном состоянии :)
«У цыганок», наверное, самое потрясающее заволакивающее произведения из цикла. Гаврилеску, творческая натура –это важно, вспомнив, что забыл ноты у ученицы высаживается из трамвая, чтобы пересесть на обратный, но из-за жары временно теряет рассудок. Тем самым в состоянии полусна идет в дом цыганок, который пользуется дурной славой. А дальше- магия, нет Магия. В лице трех девушек он встречает Трех парок, и пытается собрать свою жизнь воедино. Вспомнить как звали его любимую и почему же он на ней не женился, как же он женился на другой. Нет, это не исповедь, это скорее пародия не европейский ход мыслей, где хода нет, мысль просто вольно скачет как блоха ничего не создавая. А на вопрос, в какой же момент он умер ответа быть не может, разве имеет значение, когда умер тот, кто не жил.

Дальше идет «Индийский цикл»
“Загадка доктора Хонигбергера”. Веселая обманка :) Начало- классический задел готического романа. Востоковеда приглашает таинственная дама для того, чтобы тот поработал с архивами доктора Хонигбергера и написал его биографию, над которой ранее трудился ее муж. А сам муж, господин Зерленди пропал без следа, но по мнению жены исчезновение как раз и связано с архивом. Позже, выясняется, что пара человек уже пыталась работать с архивами доктора, но оба погибли при загадочных обстоятельствах. Все указывает на наличие некой страшной Тайны, к который и прикоснуться страшно. Правда, вся конструкция виртуозно рушится, когда главный герой обнаруживает никем ранее не найденный дневник Зерленди, который умудряется утащить домой, когда узнает, что дом Зерленди будет для него недоступен пару дней в связи с уборкой. Из дневника выясняется, что никакой Тайны вообще нет, а Зерледни действительно исчез. Просто исчез. Посредством йогической практики. Ушел искать Шамбалу. И единственной загадкой остается лишь то, почему вернувшись с этим открытием в дом госпожи Зерленди никто его там не узнает, и как оказалось, что библиотека, в которой он работал, была утеряна несколькими годами ранее.
“Серампорские ночи” – рассказ о индийских чудесах. И также как и следующий рассказ “Майтрейи”, это такой диалог двух культур. Если первый больше про то, что даже столкнувшись с тем, что объяснить не в состоянии мы скорее всунем в голову в песок, чем признаемся себе, что мир куда шире и многообразнее, чем наши о нем представления. А “Майтрейи” – это больше веселое предупреждение, что если не понимаешь чужую культуру, то можешь, конечно сунуть туда свою голову, но если прищемит, то не удивляйся.

А вот более поздний цикл «Под тенью лилии» почти весь прошел мимо меня. «Иван» и «Окопы» два рассказа о Второй мировой. У меня с военной прозой отношения особые. Я ее читать не могу. Именно про Вторую мировую. Не потому что не нравится, или что-то еще. Просто не могу. Рефлексировать на тему почему оно так мне не интересно. Не спасло даже то, что война тут просто фон, мой мозг отказался переваривать это напрочь.
«Пелерина», ооо, это такой диалог с Кафкой. Ах, эти милые абсурдные диалоги. Разница лишь в том, что герои Кафки в принципе обречены, они пытаются вырваться из непонятного им отчужденного мира, куда-то к Богу, Абсолюту, но и тот оказывается абсолютно отчужден, глух и недоступен. В этом весь кафкианский кошмар. А Эдиаде пишет про тоталитарное государство ( про которое не пишет Кафка, о Боже, когда же наступит Золотой век и эта убойная мысль, что Кафка вообще описывал какое-то там идеальное тоталитарное государство больше никогда и никому не придет в голову) , и вот у Абсолюта нет никаких преград, чтобы проявится в тоталитарном государстве. В конце концов любая система- дело рук человека, какие тут могут быть преграды. Но в принципе, мне эта тема не близка. «Даян» в целом, о том же. На “Les trois Graces” я отчаялась искать что-то себе созвучное и просто хотела дочитать книгу до конца, без особой надежды.

Но два последних рассказа внезапно меня пробили. «Юность без юности» о том, как семидесятилетний профессор едет в Бухарест, чтобы там покончить жизнь самоубийством, вместо этого получает удар молнии в темечко и вопреки всему не только остается живым, но и молодеет до 30 лет и получает доступ ко многим знаниям. Вокруг него начинаются бессмысленный танцы спецслужб. Бесплодные попытки профессоров понять, что же с ним произошло, странные встречи и происшествия, которые ставят перед читателем вопрос «а знаем ли мы, что такое время и почему мы уверены, что оно линейно» .

«Под тенью лилии...» перекликается с предыдущим. Когда лишь фраза, которую один из героев случайно услышал в разговоре и которая много лет не давала ему покоя, становится ключом к пониманию того, что все на чем этот мир и держится никуда не уходит и ниоткуда не является, оно все время находится с нами, лишь принимает формы нашего времени, надо просто научится видеть.